Фудзита Масатакэ Сенсей
Фудзита Масатакэ Сенсей (藤田 昌武 先生, родился 21 апреля 1937 года, умер 28 мая 2014 года)
Айкидо Хомбу Сихан, 8 дан Айкикай, Токио, Япония.
- Прямой ученик и более 13 лет личный секретарь Основателя айкидо — Уэсибы Морихэя О-Сенсея;
- Окончил факультет политики и экономики в Университете Такусёку (Токио, Япония, обучался в 1956—1960 годы);
- Директор общего отдела Айкикай в Хомбу Додзё, постоянный директор Всеяпонской федерации айкидо, директор Всеяпонского Будо-Совета;
- Широко известен своими посещениями стран Западной и Восточной Европы, Южной Америки как представитель Айкидо Хомбу додзё на крупных статусных мероприятиях, связанных с айкидо и другими боевыми искусствами, традиционной культурой Японии;
- Основатель и постоянный гостевой инструктор Фонда развития Айкикай Айкидо «Ямато» в Санкт-Петербурге. В наш город Фудзита Сенсей приезжал регулярно, 2 раза в год, начиная с 1995 года. Помимо Санкт-Петербурга, при поддержке Фонда мастер проводил семинары в таких городах СНГ, как Казань, Минск, Уфа, Тольятти, Новосибирск, Барнаул, Астана;
- В начале 2006 года был награжден знаком отличия за заслуги в области распространения боевых искусств Японии;
- В апреле 2007 года вместе с супругой встретил свой 70-летний юбилей в Санкт-Петербурге;
- В начале 2008 года случился инсульт, и через 6 лет, 28 мая 2014 года, великий мастер умер не приходя в сознание.
Предлагаем вашему вниманию ссылку на основополагающую статью с рассказом Фудзиты Сенсея об айкидо, а также других старых и современных боевых искусствах Японии.
Из интервью Фудзиты Сенсея:
Если люди занимаются айкидо для того, чтобы держать себя в хорошей форме, — это замечательно. Другим айкидо интересно как сфера социальных связей, кому-то интересны техники сами по себе, кого-то привлекает философия О’Сенсея или что-то еще. Есть даже такие, кто сами айкидо не занимаются, но высоко его ценят — можно сказать, «болельщики» айкидо. Сейчас я думаю, что все эти причины заниматься айкидо являются достойными.
— Думаю, многие читатели больше хотели бы узнать о том, что Вы могли бы назвать «теорией таи-сабаки Фудзиты».
— Моя «теория», как Вы ее называете, включает в себя принципы движения физического тела, которые я обнаружил, изучая движения и техники О’Сенсея и размышляя о них.
Начнем с того, что основная цель, с которой мы выполняем движения тела, состоит в том, чтобы уйти с позиции, в которой нас могут бросить, ударить или серьезно атаковать как-то иначе. Первое, что мы можем сделать для спасения, — это, конечно, увернуться или отступить, однако айкидо предполагает, что «вход», то есть небольшое движение вперед, является таким же хорошим способом избежать поражения. И в этом заключается принцип ирими (буквально: вход вперед всем телом). Моя «теория» заключается в том, что тремя наиболее важными элементами, которые позволяют выполнить такой вход, являются:
1) стойка;
2) перемещение тела;
3) техника — и именно в этом порядке.
…последователи классических традиций стараются держать ноги в положении, напоминающем букву L, у которой нижняя черта направлена немного вверх. Именно так мы ориентируем свои стопы в айкидо — под углом приблизительно 60 градусов по отношению одна к другой. За стойкой идет перемещение тела, или движение.
В наши дни множество людей, кажется, совсем не думают о важности таких вещей, как стойка и перемещение, — они хотят ринуться вперёд и сразу выполнять какую-нибудь технику вроде сихо-наге и так далее. Но если вначале ученики не выработают правильную стойку и правильное перемещение в качестве основ, они не смогут удовлетворительно выполнить даже самые элементарные техники.
В айкидо особый акцент делается не на выполнении техники, а на том, чтобы убедиться, что ваше положение безопасно. К сожалению, многие, кажется, забыли об этом и думают только о том, чтобы бросать других. С таким искаженным пониманием они перестают замечать, что их собственное положение становится уязвимым. Отдельные техники не будут работать, если Вы не овладеете правильной стойкой и правильными перемещениями.
Именно первоначальное движение тела позволяет избежать или сделать безрезультатной атаку противника, оно является неотъемлемым элементом, а по сути — решением вопроса жизни и смерти, лежащим в сердце каждого поединка, и если мы это забываем, мы не можем практиковать айкидо как воинское искусство.
Движение тела, которое мы используем в айкидо, можно выразить формулой: «Делай вход одним шагом и применяй принцип круга» (ирими иссоку, энтэн но ри). Вход нужно делать центром, насколько возможно сильно смещая положение центра противника. Это ирими. Поэтому «теория Фудзиты» предполагает такие тренировки, которые позволяют максимально полно применить принцип ирими.
…к 1942 году О’Сенсей был достаточно хорошо известен в высших эшелонах военных кругов Японии. Они всячески поддерживали его, в том числе и финансово, и с такой поддержкой он легко мог бы стать высокомерным самовлюбленным человеком. Но вместо этого он предпочел удалиться в Ивама. Я думаю, что его поступки во время войны находились в согласии с идеями, с которыми он связывал айкидо в послевоенный период. Наиболее важным аспектом, видимо, является его понимание айкидо как воинского искусства, основанного на синбу-фусацу (буквально — божественное воинское искусство, свободное от убийства), в котором нет убийства и разрушения.
Простое понимание доктрин Омото и содержания Кодзики вовсе не гарантирует того, что Вы начнете понимать истинный смысл слов О’Сенсея. Часто он только заимствовал использующиеся там слова, чтобы передать идеи айкидо, сущность и дух айкидо.
Да, действительно, около 10 лет я помогаю развитию айкидо в Восточной Европе. К своему удивлению, я замечаю, что людей, желающих изучать айкидо, в Восточной Европе, кажется, гораздо больше, чем в Западной. Додзё, которые я видел в Восточной Европе, также отличаются от западных. В странах бывшего коммунистического блока все залы для общественных мероприятий не были в личной собственности. Они очень большие — не менее 300 татами, а часто больше — до 500. Некоторые из них так велики, что слово «айкидо» можно легко написать в них, используя для букв листы татами красного цвета. Когда коммунистические партии потеряли власть, эти залы стало возможным использовать. Они очень хорошо оборудованы, в них есть душ, сауна и пр. Может быть, в тех странах не хватает денег, но додзё у них очень хорошие! В Восточную Европу я отправляюсь сразу после серии семинаров в Нидерландах. Участники семинаров платят мне за каждый семинар, и эти деньги я трачу на то, чтобы профинансировать собственную поездку в Восточную Европу. Из-за тяжелого экономического положения те, кто живет в Восточной Европе, просто не в состоянии оплатить мне дорожные расходы, поэтому мне приходится таким образом хитрить, чтобы все-таки туда поехать, и там гонорары за семинары я не беру.
Айкидо — это тайдзюцу, что обозначает «техника тела» или, другими словами, «техника без оружия». Держите вы меч или нет, ваше тело все равно остается основой любого движения, которое вы выполняете. Вы можете использовать тело без меча, но меч без тела вы применить не можете. Меч или другое оружие используется только как расширение вашего тела. Оружие применяется из-за его эффективности в нападении и поражении противника. Но разве айкидо — это искусство для нападения и поражения противника? Не думаю, что О’Сенсей когда-нибудь об этом говорил. И очень важно помнить, что по сути своей айкидо — это техника защиты, техника самообороны.