Питер Бакас Сенсей
Артур Хуберт (Питер) Бакас (родился 16 марта 1938 года, умер 27 февраля 2006 года)
6 дан Айкикай, Гаага, Нидерланды.
- До айкидо изучал тай-дзюцу, тхэквондо, дзю-дзюцу;
- В айкидо его учителями айкидо были Тамура сенсей, Канецука сенсей, и затем Фудзита сенсей, за которым он следовал более 30 лет;
- Лидер организации СABN (Cultural Aikido Bond Nederland ) и Генеральный секретарь IPAF (International Promoting Aikido Federation);
- Координатор приездов Фудзиты Масатакэ Сенсея в страны Западной и Восточной Европы;
- После падения железного занавеса оказал неоценимое влияние на становление и развитие Фонда «Ямато», других организаций айкидо на пространстве бывших республик СССР;
- Умер 27 февраля 2006 года во время семинара в Голландии, который проводил его учитель Фудзита сенсей. Утром он вёл тренировку, днём у него произошел инсульт, и через несколько часов его не стало.
Нас поражала и вдохновляла активность позиции Бакас сенсея в распространении айкидо. Он готов был по 20 часов в сутки проводить занятия и координировать продолжительные поездки с семинарами за границу. В духе Айкикай айкидо, помимо Фудзиты Сенсея, он привлекал к участию в этих семинарах известнейших мастеров в Европе. Благодаря их расположению, Фонд «Ямато» сумел организовать в Санкт-Петербурге семинары Пагано сенсея, Вероны сенсея (Айкикай Италии), Лезингера сенсея (Айкикай Германии), с организациями которых мы до сих пор поддерживаем тёплые дружеские отношения.
Из интервью Бакаса Сенсея:
— Почему вы посвятили себя работе в Восточной Европе?
В 1990 году, когда Горбачев открыл железный занавес, я был Генеральным секретарем Европейской Федерации Айкидо. В руководстве Федерации существовало опасение, что если европейские обладатели высоких данов под руководством шиханов Хомбу организованно не освоят пространство за железным занавесом, это место займут толпы охотников за удачей от айкидо и дадут неправильное представление о том, чем в действительности является айкидо Айкикай.
По этой причине Мировая штаб-квартира Айкикай в 1992 году направила в Москву и С.-Петербург Моритэру Уесиба Айки Досю (тогда Вака сенсея), чтобы показать бывшим советским республикам, что официальным центром айкидо является Мировая штаб-квартира айкидо, располагающаяся в Токио, в Японии. Мировая штаб-квартира айкидо организовала в МГУ додзе, а Европейская Федерация айкидо завязала отношения с Санкт-Петербургской федерацией айкидо и Евро-Азиатской федерацией айкидо, охватывающей все советские республики. Продолжая дружбу с русскими в Санкт-Петербурге и бывших советских республиках, Фудзита Сенсей начал свою миссию в Восточной и Центральной Европе.
Многие другие шиханы Хомбу, такие, как Тамура Сенсей и Канетцука Сенсей, также начали свою миссию в этих регионах, однако на сегодняшний момент лучшей организацией для развития айкидо в этих странах является IPAF .
— Какую цель вы перед собой ставили, когда начали изучать айкидо?
В начале 70-х годов айкидо не было известно. Все думали, что в нем оно есть нечто мистическое. Никто не имел правильного представления о том, что такое айкидо. Например, в библиотеке Голландской спортивной федерации было только 5 книг по айкидо — одна книга Тохея, а остальные — французских учителей, а также две книги наполовину по айкидо, наполовину по дзю дзюцу. Бывший председатель Организации Дзюдо спросил меня, когда мы собираемся проводить соревнования по айкидо. Но в айкидо был аспект — о мире и любви, — совершенно непонятный миру воинских искусств, в котором были популярными кик-боксинг, тайский бокс и вольная борьба. И вдруг появляется воинское искусство, которое проповедует неприятие соревнований, борьбы и конфликтов, а пытается использовать энергию нападающих и управлять ею. Это оказалось близким мне, и я был убежден, что должен это изучить, поэтому я решил следовать за лучшим учителем того времени — Тамурой Сенсеем.
— Актуально все это для вас после 30 лет занятий айкидо?
Я проработал эти идеи. И я уверен, что идея о том, что айкидо создает мир и гармонию, соответствует действительности и сейчас еще более актуальна, чем раньше. Мой учитель сенсей Фудзита показывает, что эти ценности применяются на практике. Я вспоминаю историю, когда он преподавал в Боснии в то время, когда там шла война. Его додзе находилось всего в 30 км от фронта, где царили разрушение и смерть. Сейчас, спустя 10 лет, многие представители конфликтовавших наций (Сербии, Македонии, Албании, Монтенегро) соберутся вместе в Белграде учиться у сенсея Фудзиты, и я разделяю мечту сенсея Фудзиты о том, что когда-нибудь в большом зале Организации Объединенных Наций пройдет демонстрация айкидо, и тогда все на земле увидят, что айкидо может проповедовать мир.
— В честь вашего 65-летия многие студенты приезжают из-за границы. Является ли это показателем того, что вы прокладываете для айкидо путь и за пределами Голландии?
Да. После крушения железного занавеса в 1989 году, вместе с Фудзитой Сенсеем я начал пропагандировать айкидо, и сейчас, в результате пятилетней работы, мы видим процветающие организации айкидо в Прибалтике и бывших советских республиках. Сейчас их представители приехали, чтобы отпраздновать день моего рождения. Это — очень большой рост айкидо.
— Как айкидо будет развиваться в мире?
Распад дзюдо в мире уже произошел — все больше и больше фракций образуется из-за того, что дзюдо развивалось как спорт и больше не является воинским искусством. Европейцы с высокими рангами дзюдо (как, например, Антон Гисинк) пошли еще дальше и создали свое собственное дзюдо. В прошлом году в Бухаресте мы присутствовали на всемирном турнире по дзюдо. Но там не было японцев — за исключением сенсея Фудзиты, который в это время проводил демонстрацию айкидо. Сенсей Фудзита был очень удивлен, что является единственным присутствующим японцем.
Это может случиться и с айкидо. Но, к счастью, для сохранения сильных традиций айкидо, О’Сенсей получил продолжение в Дошу — Киссемару и Моритеру. Во время празднования 60-летия Хомбу Додзе руководство Хомбу представило миру четвертое поколение семьи Уесиба. Поэтому будущее айкидо в безопасности. В Хомбу Додзе ежедневно работает более сотни человек, решающих организационные и финансовые вопросы, а также вопросы распространения айкидо.
— В октябре этого года мы празднуем важные события в айкидо — 60-летие Хомбу Додзе и 70-летие основания айкидо. Вы будете присутствовать на праздновании — с большими финансовыми затратами для себя. Почему это так важно для вас?
Во-первых, меня пригласил приехать мой учитель. И несмотря на то, что эта поездка очень тяжела для меня с финансовой точки зрения, я пойду навстречу его желаниям — и в этом заключается то, что я называю лояльностью. Мой учитель о чем-то просит меня, и я выполняю эту просьбу. Даже если мне придется занимать деньги и затратить много энергии.
Во-вторых — уважение, которое я должен показать Дошу Моритеру Уесиба. Хомбу — это место, откуда айкидо стало распространяться по всему миру. Это Мекка айкидо. И в этот совершенно особый день мы должны собраться вместе и это показать, что мы понимаем слово «кай» — социальную объединенность, единые чувства, совместное изучение айкидо и дружбу. И эти два принципа — лояльность и уважение — являются для меня основными в айкидо.
— Чем важна для вас связь с Фудзитой Сенсеем?
Фудзита Сенсей учит меня быть достойным человеком и духовно, и физически, и на социальном уровне. Он учит меня быть хорошим айкидокой, он всегда вдохновляет меня. В тот момент, когда он приезжает в Европу и я вижу его входящим в мой дом, мое сердце волнуется, тело трепещет, и мне радостно его видеть. Во мне начинает двигаться моя внутренняя энергия — как если бы я выполнял упражнение цигун. Присутствие сенсея Фудзиты заставляет двигаться мою внутреннюю энергию, и он мягко, легко, деликатно и дружески учит меня, как ее контролировать.
— Как вы понимаете слова сенсея Фудзиты: «Ежедневная практика — это ключ к пониманию айкидо»?
Ежедневная практика означает, что нужно отшлифовать свое тело, как клинок, то есть наполнить его Ки и энергией, чтобы для достижения цели использовать энергию рациональным образом, использовать ноги, руки, дыхание, интуицию и интеллект как нечто единое. Ежедневная практика означает дойти до вершины своих интеллектуальных, физических и духовных возможностей, означает пройти круг от начала до конца. Если вы встаете на путь современного воина, вы должны, не дрогнув, и начать его как воин, и закончить его как воин.
—
Я нахожусь в самом начале понимания того, что такое айкидо. Я стараюсь учить выражать внутреннее и внешнее. Я впервые понимаю какие-то внутренние аспекты. Я благодарен Фудзите Сенсею за то, что он учит меня, что означает смотреть внутрь внешней оболочки. Поэтому для себя я сейчас имею план. Я хочу жить еще 30 лет и понять, что такое внутренняя форма, и распространить это понимание. Но, конечно, только в том случае, если небеса позволят мне сделать это. Когда я родился, из-за состояния моих легких и сердца для жизни мне было дано только 30 лет. Я пережил эти 30 лет, сейчас мне 63, а я чувствую себя сильнее. Поэтому я планирую прожить еще 30 лет, если Бог даст мне этот срок.