Сугано Сэйичи Сенсей
Сугано Сэйичи Сенсей (菅野誠一 先生, родился 17 декабря 1939 года, умер 29 августа 2010 года)
Сихан Айкикай, 8 дан Айкикай.
- Прямой ученик Основателя айкидо — Уэсибы Морихэя О-Сенсея;
- Родился на Хоккайдо, в детстве занимался дзюдо, в 18 лет начал занятия айкидо в Хомбу додзё;
- В 1965 году был направлен семьёй Уэсиба развивать айкидо в Австралии, где оставался около 15 лет, создал Айкикай Австралии;
- По приглашению Тамуры Сенсея переехал в Европу, жил и преподавал в Бельгии, Люксембурге, Франции;
- В 1988 году переехал в США, где работал в Нью-Йорк Айкикай в качестве второго инструктора вместе с Ямадой Сенсеем;
- Сохранял постоянный контакт с семьёй Уэсиба и Айкидо Хомбу додзё. Широко известен своими семинарами в странах Западной Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и Африки;
- Методически, в отличие от изучения классических формальных ката, Сугано Сенсей делал акценты на динамичной парной работе с глубоким постижением связи дистанции, ритма и тайминга. Техника мастера выделялась силой и скоростью;
- Профессионально занимался фехтованием на шпагах, что наложило ряд особенностей на его индивидуальную методику преподавания техники японского меча в айкидо;
- В 2003 году ему пришлось ампутировать ногу ниже колена, однако и с протезом он активно вёл семинары айкидо, без заметных ограничений;
- Сугано Сенсей умер в конце августа 2010 года, международный Фонд его имени бережно сохраняет работу по методикам великого мастера.
В Санкт-Петербург по приглашению Фонда «Ямато» Сугано Сенсей приехал в 2008 году — и поразил нас скоростью, объёмом и мощью своего айкидо. А после тренировки Сенсей попросил нас организовать для него частный урок фехтования на шпагах, с тренером сборной команды Санкт-Петербурга. Забыв про ограничения, связанные с протезом, с поразительной активностью он двигался около часа, демонстрируя чудо неутомимого самурайского духа.
Сугано Сенсея действительно можно назвать человеком мира — он воспитал сильнейших учеников — мастеров айкидо в Австралии, Европе и Нью-Йорке. Со многими из них мы имели радость встречаться в Санкт-Петербурге, Европе и Японии. Понимая, что не сможет часто приезжать в Россию, Сугано Сенсей рекомендовал нам работать с его лучшим учеником и представителем в Европе, Луи Ван Тигемом Сиханом (7 дан, Бельгия). За эти годы Луи Сенсей стал для Фонда «Ямато» другом и учителем, провел множество семинаров в Санкт-Петербурге и других городах России, оказал неоценимую помощь в становлении Фонда как официальной организации Фонда Айкикай. По его приглашению у нас проводили семинары такие инструкторы Фонда Сугано, как Тони Смайберт Сихан (7 дан, Австралия), Ханан Янив Сихан (7 дан, Австралия), Алан Дюжардан Сенсей (5 дан, Бельгия), Дзико Сугано Сенсей (5 дан, сын Сугано Сенсея, Австралия).
Из интервью Сугано Сенсея:
— Какой учитель оказал на вас наибольшее влияние?
Для меня О-Сэнсэй был вершиной. В моих тренировках мною двигало стремление к этой вершине.
— Почему Вы решили стать учидэси?
Я хотел иметь возможность заниматься исключительно айкидо. У меня не было определенной цели стать учителем или кем-то в этом роде. Я просто хотел тренироваться.
— Сохранились у Вас какие-нибудь особенно живые воспоминания о личностях, которые преподавали в те дни?
Мое сознание было полностью сконцентрировано на занятиях айкидо, поэтому я на самом деле не очень обращал внимание на учителей высокого уровня вокруг меня или на межличностные взаимоотношения в додзё. Я был слишком занят тренировками.
— Вы начали заниматься айкидо вскоре после окончания школы. Была ли у Вас когда-нибудь другая специальность или профессия?
Нет, не было. Вскоре после того, как я вступил в Айкикай, мои родители урезали мое содержание, так что мне пришлось устроиться на несколько подработок, но кроме этого я занимался только айкидо.
— Получается, что в Айкикае Вы нашли работу, заниматься которой продолжаете до сих пор?
Ну, я не уверен, что это можно назвать именно «работой»! (Смеется) Они просто были достаточно добры, чтобы кормить меня! Я часто ел с семьей Досю. Я думаю, жене Досю было нелегко прокормить всех молодых учидэси, которые были тогда в додзё. Она кормила нас и давала немного карманных денег, да и вообще хорошо о нас заботилась.
— На что была похожа жизнь утидэси?
Я проводил целый день в додзё. Ничего кроме тренировок и еще раз тренировок. Позже они начали посылать меня преподавать. Айкидо только начинали преподавать в разных местах вне головного додзё, и я ездил преподавать в университеты, в штаб-квартиру Японских Сил Самообороны и на некоторые американские военные базы, расположенные вокруг Токио.
— Я сомневаюсь в том, что в то время многие в американской армии когда-либо видели айкидо. Не пытались ли они как-нибудь проверить Ваше айкидо, чтобы посмотреть, работает ли оно на самом деле?
Конечно, постоянно. Они нападали на меня сзади во время занятий и устраивали мне засады, когда я шел по улице. Но в этом не было на самом деле какого-либо злого умысла. Ездить на такие военные базы было очень весело, потому что это было все равно что неожиданно оказаться в США. Было трудно поверить, что ты по-прежнему в Японии. Ёсимицу Ямада и я ездили на базы довольно часто.
— Какие у Вас там были занятия?
Да практически такие же, как и сейчас.
— Действительно? Я слышал, что иногда дела приобретали довольно жесткий характер.
Я на самом деле не помню всех подробностей. (Смеется) Некоторые любят ворошить прошлое и рассказывать о том, как упорно мы тогда тренировались, но лично мне не особенно интересно разговаривать о тех временах. Я считаю, что многие ученики за пределами Японии сейчас тренируются с точно таким же, если не с большим, энтузиазмом и старанием. Но впрочем, сам я довольно давно живу за границей, поэтому на самом деле не знаю, как сейчас обстоят дела в Японии.